siberian_laykee

Categories:

Инженеры и техники

Впервые о различии в техническом мышлении я узнал от своего отца несколько лет назад. Всё началось с того, что у нас на производстве сломался гидропресс. Это был старый советский агрегат, когда-то использовавшийся в качестве термопластавтомата а ныне .... Ломаться там было нечему, с другой стороны, сломаться в нем могло всё.  Поскольку он перестал корректно отзываться на нажатия кнопок, было решено обратиться к специалистам старой школы.

Внимательно осмотрев крышку электрощита с нанесенной на нее схемой релейной автоматики, папа сказал:

— есть два подхода к ремонту: инженерный и технический.  Инженерный подход заключается в том, что мы изучаем схему устройства, а затем расчетным образом определяем, какой сигнал какого рода должен быть в определенных точках. После мы проводим измерения, и уже на основе их локализуем на схеме неисправность.  Снова формируем гипотезы и снова делаем измерения. В конечном счете мы находим неисправность.

 — А подход техников?   

— Он проще, но более трудоемок. Мы просто меняем все блоки по одному на заведомо исправные, и когда наконец мы случайным образом заменяем именно неисправный блок на исправный, система снова начинает работать.

Прекрасной иллюстрацией к использованию и результатам данных подходов является видео из серии «Оживление мертвеца»

Кому лень тратить три часа на просмотр интересного, на мой взгляд, видео, главное можно посмотреть на 25, на 36  а потом на 50 минуте.  В трех словах история такая. Девушка купила недорого спорткар, который почему-то не ехал как надо. В течение 10 лет его чинили разные механики, в разных гаражах разными способами, но у всех подход был именно «подход техников». Результата не было.  В конце спорткар перестал даже заводиться. 

После попыток «с наскока» найти, какой блок сломался, был приглашен инженер Олег. Оказалось, что десять лет назад вышел из строя конденсатор, который стабилизировал опорное напряжение, относительно которого датчики измеряли параметры системы управления двигателем. И опорное напряжение скакало +/- 20% Результат выражался в том, что система (автомобиль) перешла в новое состояние. Но поскольку за счет обратных связей как целостная система машина даже сохранила остатки функциональности, это и послужило главной причиной того, что механики, приученные решать проблемы заменой сломанного на рабочее, здесь терпели фиаско.  Всё работало по отдельности, но вместе — нет.

Одним из трендов современного инжиниринга как раз является крупноузловой ремонт. Когда узел или механизм специально делается неразборным и неремонтируемым. Зато при выходе из строя примерно понятно, что сломалось, и хотя ремонт получается дороже, зато быстрее и результат предсказуем.

Кажущаяся эффективность подобного подхода наряду с простотой применения (запускаем Лаунч, определяем код неисправности и меняем плохой блок на хороший) приводит к тому, что инженерный подход, который направлен именно на анализ объекта как целостной системы становится непопулярным. Он «сложный», поэтому, как говорят миллениалы, необходимо «Keep it simple, stupid» (хотя фразу приписывают легендарному Кларенсу «Келли» Джонсону). В результате анализ и понимание, как работает система, заменяется случайным набором хинтов и лайфхаков.  RTFM? — О, нет, это только для гиков.

В пределе всё это сводится к двоичной логике 0 : 1, замечательные образцы которой мы можем увидеть просто открыв ЖЖ. Есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России. Или наоборот — Путин уходит — прекрасная Россия будущего приходит.  Есть антипрививочники — есть эпидемия. Нет антипрививочников — нет эпидемии. Во всём виноват Чубайс, Сталин, Горбачёв, Рептилоиды. И нет конца этой прелестной простоте.

Пресс пришлось ремонтировать техническим методом. Поскольку оказалось, что схема, нанесенная на крышку электрошкафа, не соответствует тому, что мы наблюдаем в реальности, вариантов было два — всё переделать (к такой-то матери) или последовательно менять реле одно за другим. В конце нас ждал успех — мы обнаружили реле со сгоревшей катушкой, и я понесся радостный в Политех к тамошним умельцам. У Петровича оказалось NOS катушка нужного стандарта (на 110 вольт) и всё заработало. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded