Alexey Zolotenkov (siberian_laykee) wrote,
Alexey Zolotenkov
siberian_laykee

Categories:

Цельнотянутое народное хозяйство, или Абсурдономика на примере СССР

Пост навеян участием в обсуждении https://alex-rozoff.livejournal.com/112947.html

Существует большое количество заблуждений, связанных с производством чего бы то ни было. Перечислю основные из них:

— Есть заводы — есть производство. Нет заводов — нет производства.

— В производстве создается «честная» или «истинная» прибавочная стоимость. Всё остальное — бесовщина и спекуляция.

— В СССР было много заводов, но не было спекулянтов. Поэтому эффективность производства была запредельная, цены низкими а качество высоким.

— Все R'n'D подразделения крупных корпораций заняты только и исключительно укорочением жизненного цикла продукции, ухудшением ее качества и вообще саботажем.

— Раньше было лучше. Вещи служили по 20 лет не ломаясь. Нынешний говнопластик — порождение сатаны.

Механизм возникновения мифов интересен, но, наверное, в другой раз. Достаточно констатировать, что они живучи, и многие объективно наблюдаемые события скорее являются свидетельствами За, нежели Против. Например, секта свидетелей АлиБабы.

vohzgxtrhmnr 25 мая 2019, 18:20:12   Разумный текст. Поддержу и от себя добавлю.

Недавно удалось купить себе "железяку", которая производится в Китае для одного мирового "бренда", по цене почти в два раза ниже объявленной. Как так? Оказалось, что эта "железяка" в Китае продается под маркой местного производителя. Как раз почти в два раза дешевле. Аппаратно это одно и тоже устройство. Просто надо хорошо разбираться в китайском рынке. За это спасибо форумчанам одного профильного сайта. Так что +11% за "брэнд" далеко не предел.

milchar 25 мая 2019, 18:43:12      Aloha, сен Алекс!

Кстати: в комментариях к одному из прошлых ваших текстов приводили ссылку на такого автора — Кевин Карсон. Он приводит много аналогичных примеров:
1) товары под марками якобы конкурирующих фирм производятся на одном и том же заводе в Китае и отличаются только корпусом или упаковкой;
2) один и тот же шампунь под маркой американской фирмы продаётся в 3 раза дороже, чем тот же самый шампунь под китайской маркой в Китае.
По сути, эти транснациональные корпорации занимаются просто торговлей этикетками. Причём в них расплодилось столько менеджеров, что без такой вот 3-кратной наценки за этикетку весь их бизнес стал бы убыточным.

В комментах много подобных свидетельств и умозаключений. И сразу воображение рисует пасторальную картинку — обширные пространства Родины заполнены заводами, производящими обилие продукции без злых менеджеров ТНК, всё это по социальным (справедливым) ценам продается работникам заводов и фабрик, получающих справедливую повышенную зарплату и премии (капиталистов то нет). И ведь трудно спорить — есть ТНК — есть 3 кратная наценка. Нет ТНК — цена подарок, качество мечта.

В одном из своих постов я описывал, как устроено современное машиностроение. Если кто не читал — это здесь: https://siberian-laykee.livejournal.com/26809.html  Собственно, свидетели Алибабы реагируют примерно следующим образом:

alex_rozoff 25 мая 2019, 22:46:19  Ваш термин "сборщики" как раз означает ненужное звено.

Собственно, это как раз и есть тот момент, который стоит рассмотреть подробнее. Если глянуть в учебник по управлению производством, то в том месте, где описывается жизненный цикл товара мы видим несколько достаточно больших этапов: исследование рынка, формирование ТЗ, проектирование, опытная эксплуатация и доработка, подготовка производства, собственно производство (тиражирование), упаковка, дистрибуция, гарантийное и послегарантийное обстуживание и ремонт, утилизация.  Непосредственно с заводами связаны только тиражирование и упаковка. Всё остальное делается привлеченными компаниями. А заказчиком выступает представительство вселенского зла — ТНК.

При этом необходимо заметить, что первые пять этапов являются чистыми затратами, и в обычном случае они финансируются из той торговой наценки, которую делает компания — заказчик. В некоторых случаях эти этапы являются запредельно дорогими, тогда как тиражирование очень дешево. предельные случаи представлены фармпроизводством, киноиндустрией или производством ПО. Есть ещё забавные отклонения — так, например компания Ксерокс основные деньги делает на послепродажном обслуживании, которое специально затруднено, чтобы отбить у пользователя охоту делать это самостоятельно. По пути Ксерокс сейчас идут автопроизводители, что вызывает у покупателей ломку стереотипа и  нешуточный батхерт. Достаточно сказать о необходимости менять прошивку после смены резины в некоторых моделях БМВ или ЛендРовер. Но не это главное.

Понятна логика китайских производственников: белые дьяволы поставили оборудование и оснастку, заказали тираж. Сделаем ещё десять тысяч позиций, наценим в два раза и попробуем продать на Али. Кто пострадал в этой схеме? Понятно, белый дьявол, в лице ТНК. Все остальные ликуют и смеются.

Если вернуться к истории СССР, то некоторое время назад с ЖЖ были популярны посты, в которых граждане бывшего СССР обнаруживали на развалах немецких или голландских фламарктов «копии» старых советских вещей — бытовой техники, электроники. Обнаруживали на Ютубе исходники старых советских песен. С удивлением узнавали в сюжетах зарубежных авторов знакомые мотивы. Собственно, это  свидетельства того, что специалисты знали достаточно давно — всё народное хозяйство СССР было «цельнотянутым» с запада.

Это приводило к забавным следствиям. Да, поскольку рынок был наглухо закрым, можно было выбрать оптимальное решение и тиражируя его «по потребности» сильно сэкономить. Зато отсутствие разработчиков гражданской продукции привело к тому, что их не было совсем.  Но поскольку решение о тиражировании того или иного изделия производилось «в моменте» иногда получалось следующим образом. В 70-х безусловным лидером на рынке миникомпьютеров была корпорация DEC. Поэтому было принято решение скопировать схемные решения и архитектуру, а заодним подрезать ПО. Так появились серия мини ЭВС «Саратов» и знаменитые ДВК.

Но эти гады проиграли конкуренцию IBM. Были вложены нешуточные деньги, но всё зря.  Ветка завяла, на клонирование IBM PC и IBM PC XT уже не было времени и денег.

Разумеется, те, кто находился у руля народного хозяйства СССР понимали, что подобный метод экономии обрекает страну на вечное отставание. Предпринимались попытки изменить сложившееся положение дел. Они были, и достаточно интересные, но об этом в другой раз. Достаточно сказать, что две — три полноценных программы по созданию именно новых систем и изделий встали в запредельные деньги и не смогли конкурировать с «цельнотянутыми» ни на внутреннем рынке, ни на внешнем. Сегодня понятно, почему это произошло.

Это, в общем, азбука управления производством. Разработки достаточно дорого стоят, поэтому для того, чтобы себестоимость в массовом производстве не сильно задиралась, нужен большой объем сбыта. на наглухо закрытом рынке относительно бедной страны таких возможностей не было.
Почему Автоваз не может себе позволить собственные разработки? У них объем производства и сбыта мал. Возьмите 2% от объема продаж ВАЗа и 2% объема продаж GM Вот это и будет разница в объеме средств на НИР и ОКР.

Именно поэтому условный запад так жестко стоит за охрану ИС, и закрытие рынков от контрафакта. Китайцы воруют всё равно, как и ранний (да и поздний тоже) СССР. Но это всё равно приводит к тому, что отставание сохраняется, а диспропорции накапливаются.  Необходимо заметить, что аутсорсинг производства в Китай тоже бьет по заказчикам, приводя к тому, что инженерные кадры и школы исчезают вследствие своей невостребованности.  Тем не менее, Китай только в самом начале пути, который бывшему СССР пробежать так и не удалось.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments